25 апреля в Алматы прошел международный Kazakhstan Technology Summit 2019 — K-Tech. Это профессиональная площадка для обмена опытом в области IT-решений и технологий. Руководитель направления развития IoT компании «Кселл» поделился своей экспертизой в докладе о перспективах развития Интернета вещей и Big Data в Казахстане.
Сколько людей посещает туристические места нашей страны летом и зимой? Как влияет реконструкция зоны отдыха на количество визитов? Какая аудитория посещает мероприятия и городские праздники? Где находятся самые популярные у жителей городов места отдыха на Наурыз, Новый год, на майские праздники? По словам Руслана Хамзина, руководителя IоT-направления «Кселл», у мобильного оператора есть ответы на эти и на многие другие вопросы.
«В последние десятилетия способ работы с информацией претерпел значительные изменения. Раньше она просто хранилась в дата-центрах и применялась лишь время от времени. Сейчас — это „живой“ организм, который постоянно обновляется, обогащается, видоизменяется. Большие массивы данных используются для получения инсайтов, для управления маркетинговыми кампаниями и для принятия точных и выверенных бизнес-решений. Big Data в современных условиях, при ее правильном применении для решения конкретных задач может стать одним из ключевых драйверов общественно-экономического развития, а IoT — инструментом получения таких данных», — отметил в выступлении Руслан Хамзин.
Мобильный оператор выступает для участников рынка в роли источника и агрегатора больших данных, которые он получает не только с мобильных телефонов своих пользователей. Информация поступает также и от транспортных средств, оборудованных системой автомониторинга, с приложений, контролирующих M2M-устройства, с умных часов, умных счетчиков, умного дома, умных парковок и т.д. Полученные данные используются для анализа только в обезличенном и агрегированном виде. Это значит, что персональные данные клиентов находятся под надежной защитой, но позволяют сделать выводы, необходимые для принятия решений в бизнесе.
«Глобальные тренды показывают, что у компаний, которые работают с Big Data и IoT, в ближайшие годы откроются новые возможности для роста выручки. Произойдет это во многом благодаря эволюции всей экосистемы. Появятся удобные платформы для управления устройствами. Приложения получат возможность интеграции некоторых процессов между собой. Будут реализованы новые энергоэффективные стандарты связи. В целом, автоматизация сбора и анализа данных выйдет на более высокий уровень, что отразится на повышении значимости этих направлений для бизнеса и муниципальных служб», — рассказал в своем выступлении Руслан Хамзин.
Компания «Кселл» активно работает с массивами данных уже несколько лет и сейчас предлагает своим клиентам несколько услуг на основе Big Data и IoT. Мобильный оператор также проводит тестирование удаленного получения показаний «умных» счетчиков на основе сетей низкого потребления, работающих до 10 лет на одной батарее.
Стоит отметить, что в группе компаний «Казахтелеком» также есть решения, построенные на энергоэффективной технологии LoRaWAN, которые применяются для удаленного автоматизированного контроля за показаниями счетчиков электроэнергии, газа и воды.