г. Костанай
Ведущий мобильный оператор страны Кселл взялся за цифровизацию крупных промышленных объектов Казахстана через внедрение IT и телеком-решений. Сегодня оператор активно внедряет технологию Private LTE (частные сети), с применением различных IoT-решений. Наряду с крупнейшими представителями горнорудного сектора страны – Polymetal International и KAZ Minerals, частную сеть или private LTE от сотовой компании выбрала и Eurasian Resources Group. Накануне на объектах ERG в Костанайской области – ССГПО и Качары Руда, Кселл расширил зону покрытия внутренней сети производственной компании, инсталлировав дополнительные базовые станции 4G.
Отметим, что в планах Кселл покрытие частными сетями Private LTE/5G промышленных площадок в горнодобывающей и перерабатывающей отраслях для повышения эффективности технологических процессов добычи и переработки полезных ископаемых и повышения эффективности деятельности предприятий в целом. Так, Kcell одним из первых операторов в СНГ и первый в Казахстане развернул полномасштабную частную сеть LTE для производственного гиганта KAZ Minerals. Успешный кейс внедрения Private LTE в «медной компании», позволил оператору масштабировать услугу и на других промышленных площадках страны, в частности, на фабриках и месторождениях Polymetal International. На сегодня в числе активных сторонников применения частных сетей оказалась и Eurasian Resources Group, на карьерах которого Kcell инсталлировал более 30 базовых станций и запустил внутреннюю и изолированную сеть на базе технологии LTE.
«Первая частная сеть в Казахстане нами была запущена на объекте Kaz Minerals Group – руднике Актогай, где стояла задача создания стабильной, отказоустойчивой и безопасной среды передачи данных для работы критически важных приложений. Мы запустили 19 базовых станций, адаптированных к переходу на 5G. Private LTE от Кселл позволил предприятию сократить простой карьерного транспорта на 50%, значительно снизить затраты на ремонт и техническое обслуживание инфраструктуры сети передачи данных, запустить новые цифровые сервисы на руднике. А что касается частной сети ERG, то она самая большая по покрытию в республике, которая объединяет 6 предприятий сразу в трех областях – Карагандинской, Костанайской и Павлодарской. Реализованная сеть Private LTE на объектах ERG – это стабильная среда передачи данных для автоматизированной системы управления комплексами горной добычи и транспорта, а также повышение общей эффективности горнодобывающего оборудования на 10%», – отметил председатель правления АО «Кселл» Асхат Узбеков.
К слову, на сегодня на объектах ERG Кселл установил 34 базовые станции и развернул сеть private LTE, которая позволит компании решать сразу несколько задач – автоматизировать ряд бизнес-процессов, наладить межмашинные коммуникации M2M, реализовать обмен данными посредством IoT-датчиков, замкнутую радиосвязь Push to Talk, цифровое видеонаблюдение, интегрировать системы безопасности и многое другое, причем часть этих сервисов планируется реализовать также при поддержке Кселл. Это позволило компании запустить свою, отдельную экосистему, которую в перспективе можно расширять и дополнять новыми сервисами и инструментами. К тому же, оператор планирует запустить еще 8 базовых станций на других объектах ERG и еще больше расширить частную сеть производственного гиганта.
Отметим, что Сарбайский карьер по своим размерам и объемам горной массы и глубине считается самым большим не только в Казахстане, но и одним из крупных рудных карьеров в мире. Не менее масштабным выглядит и карьер в Качарах, проектная глубина разработки которого более 720 метров. Сейчас горняки прошли глубину уже 475 метров. Для сравнения – это высота телевизионной вышки в Алматы на Коктобе. И для ERG было важно автоматизировать большую часть работы на такой огромной территории, где руду перевозят 220 тонные самосвалы-великаны, размером с двухэтажный дом. И этими гигантами в перспективе можно управлять дистанционно на расстоянии за счет модернизации действующей технологии связи 4G до 5G.
Специалисты предприятия говорят, что цифровизация и автоматизация производства позволяет решить целый пласт вопросов – от увеличения производительности до создания и поддержки благоприятного климата в коллективе за счет IoT-систем и датчиков, интегрированных в private LTE: следить за состоянием производственной базы, техники и оборудования, а также мониторить состояние здоровья и эмоциональный фон каждого работника, что может помочь правильно распределять нагрузку и объем работы.
«Установка базовых станций на площадках ССГПО и Качары Руда – это часть масштабного проекта ERG по оцифровке карьеров. Ранее совместно с Кселл мы провели большую работу по построению сетей LTE на наших предприятиях – Шубарколь комир, Алюминий Казахстана и ЕЭК. А это значит десятки единиц горнотранспортной техники на этих предприятиях обеспечены стабильным подключением к корпоративным информационным системам. Сегодня, благодаря современным технологиям можно в один клик получать точную информацию о работе самосвалов и экскаваторов, а значит эффективно управлять производственным процессом. Мы начали проект в 2019, а уже в этом году охватили сетями private LTE порядка 216 квадратных километров. Для сравнения это превышает по площади такие города как Тараз, Семей, Туркестан. Подключение к нашей сети промышленного оборудования, техники, производственного персонала позволяет работать с данными в реальном времени и получить прямые выгоды от существующих и будущих цифровых продуктов», – отметил заместитель генерального директора по ИТ и цифровизации ERG Еркен Шназбаев.
К слову, частная сеть или Private Network или private LTE — это независимая, закрытая сеть сотовой связи, которая предоставляет безопасное и управляемое средство связи для определенной организации или предприятия. Она отличается от общедоступных сетей мобильной связи и предоставляют ряд преимуществ. В частности, это полный контроль над своей частной сетью, включая управление полосой пропускания, безопасностью и конфигурацией сети, возможность настраивания приоритетов и гарантирования качества обслуживания для конкретных приложений и устройств, что важно для критичных операций, оптимизации покрытия сети и ее надежность, особенно в отдаленных или сложных средах, снижения задержек данных, что важно для приложений в реальном времени, таких как управление роботами и автономными устройствами.
«Сегодня мы смогли оценить объем и масштаб той работы, которую вели на протяжении более 5 лет, и понимаем, что в современном мире и с помощью новых технологий мы можем делегировать самую тяжелую и опасную работу машинам и технике, сделать процесс более безопасным и эффективным. Сейчас мы активно запускаем в стране 5G и уверена, что настоящую пользу и преимущества сети пятого поколения можем показать именно на производстве. Ведь именно мобильные компании являются проводником цифровизации для крупных сырьевых производств, очень важных для казахстанской экономики. Операторы уже достигли такого уровня, при котором не нам помогают, а мы помогаем выходить на новый уровень оцифрованности, внедрять элементы Индустрии 4.0 различным компаниям и предприятиям. Считаю, что скорость развития всего сырьевого сектора очень сильно зависит от местной экспертизы, в том числе и от возможности мобильных операторов реализовывать такие проекты», – говорит директор департамента развития бизнес-рынка АО «Кселл» Динара Касымова
Как известно, Индустрия 4.0 – это термин, который обозначает четвертую промышленную революцию, характеризующуюся интеграцией современных цифровых технологий в производственные процессы и стал широко использоваться в контексте современной технологической трансформации производственных отраслей.
Вместе с тем, в Кселл как пионера в развертывании private LTE в Казахстане считают, что спрос на частные беспроводные сети значительно возрастет с развитием инфраструктуры 5G. Именно pLTE могут стать основой для цифровой трансформации компаний, развертывания и интеграции различных цифровых сервисов и технологий – Интернет вещей, искусственный интеллект, большие данные, облачные вычисления, робототехника и автоматизация процессов в рамках производственной инфраструктуры, создание смарт-фабрик, цифровых двойников и многое другое.